Детский церебральный паралич
Лечение – это всегда комплекс
Комплексная реабилитация ДЦП ведется с учетом варианта течения, возраста пациента, выраженности проявлений выбираются наиболее подходящие методики и их сочетания:
- Для коррекции двигательных нарушений, восстановления мышечной силы, мелкой моторики, преодоления дистонических проявлений и гиперкинезов, а также при наличии ортопедических проблем (сколиоз, контрактуры, укорочения сухожилий и др.), задержке умственного и физического развития используются специальные методики лечебной физкультуры (ЛФК) при ДЦП и кинезиокоррекция.
- Для пациентов с нарушенными функциями сидения, стояния или ходьбы занятия проводятся на специальных столах сидя или лёжа, с применением удерживающих и поддерживающих устройств. Также проводится обучение родственников, осуществляющих уход, правильным приёмам обслуживания пациентов с двигательными нарушениями, консультации по подбору дополнительных приспособлений для облегчения передвижения, ортезов, корсетов и проч.
- У пациентов с нарушениями равновесия и походки применяется стабилометрия с биологической обратной связью (БОС).
- При наличии спастичности мышц зачастую требуется локальная инъекционная терапия (ЛИТ) – блокады с ботулотоксином.
- Для улучшения кровообращения, уменьшения боли и восстановления мышечного тонуса широко используется массаж и физиотерапия. При необходимости, мы дополнительно используем тейпирование.
- Нарушения речи и глотания требуют консультации логопеда. Логопедическая коррекция может устранить эти проблемы.
- Для улучшения психологического и эмоционального состояния, уменьшения тревожности, преодоления депрессии, нарушений сна используют разнообразные методики психотерапии. Выбор методики, подходящей конкретному пациенту, осуществляет психотерапевт. Зачастую требуется консультация психотерапевта не только самому пациенту, но и его близким, в первую очередь, родителям, если речь идёт о ребёнке. Лечение не заканчивается пребыванием в реабилитационном центре, оно должно продолжаться всё время. Именно поэтому родители и близкие должны быть правильно подготовлены, обучены. Кроме того, ребёнок с ДЦП особенно сильно нуждается в поддержке и внимании со стороны родителей, поэтому их эмоциональное состояние должно быть стабильным, чтобы им хватало терпения и тепла для своего особенного ребёнка.
- Релаксационные методики: массаж, релаксационные сессии, медикаментозное лечение.
- Иглорефлексотерапия (ИРТ) традиционно используется для восстановления регуляции работы многих органов, в том числе, головного мозга.
Наша методика
Мы разработали нашу методику, взяв за основу теорию и методику физического воспитания, подходы к обучению, формированию двигательной активности для детей с церебральным параличом. Основным критерием, на который мы опирались, было понятие физического воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными знаниями и осознанной потребности в физических занятиях. Обучение движениям – системное освоение ребёнком рациональных способов управления своими движениями.
По степени освоенности техника двигательного действия может выполняться в двух формах: в форме двигательного умения и в форме навыка. Также не менее существенной стороной физического воспитания является воспитание физических качеств, что включает в себя: силу; быстроту; выносливость; ловкость; гибкость. Все физические качества являются врождёнными, которые необходимо развивать, совершенствовать. При детском церебральным параличе возникает поражение пирамидальной системы головного мозга, что проявляется в недостатке или отсутствии контроля со стороны центральной нервной системы за функциями мышц и создает трудности в формировании физических качеств. Также возникают нарушения со страны анализаторов.
Как и в других вариантах формирования утраченных функций, у ребёнка с церебральным параличном мы опирались на цели и задачи физического воспитания. Целью во всех случаях педагогического воздействия являлись оптимизация физического развития, всестороннее совершенствование и задействование физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств. Для достижения цели мы решали комплекс конкретных задач (специфических и общепедагогических). К специфическим задачам мы отнесли формирование различных жизненно важных двигательных умений и навыков. К общепедагогическим мы отнесли задачи по формированию личности человека, развитию интеллекта и психомоторной функции.
Основным средством для достижения поставленных нами целей мы выбрали физические упражнения, которые направили на реализацию наших задач, сформировали и организовали по закономерностям физического воспитания. Мы рассматривали физические упражнения с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с другой – как процесс многократного повторения.
При разработке каждого физического упражнения мы выделяли три фазы: подготовительную, основную и заключительную.
Подготовительная фаза необходима для создания наиболее благоприятных условий выполнения главной задачи действия.
Основная фаза состояла из движений (или движения), с помощью которых решалась главная задача действия.
Заключительная фаза завершала действие.
Эффект физических упражнений существенно зависит от биомеханических характеристик отдельных движений.
Наши технологии
Транслингвальная нейростимуляция – это воздействие на головной мозг через стимуляцию рецепторов языка. Это передовая инновационная методика, наиболее эффективно используется в лечении заболеваний центральной нервной системы, в том числе, при ДЦП.
Применение транслингвальной нейростимуляции
- позволяет в короткие сроки улучшить мышечный тонус, увеличить силу мышц, восстановить плавность и координированность движений, улучшить речь или инициировать её запуск;
- способствует закреплению достигнутых результатов в период между курсами лечения;
- положительно влияет на когнитивные фикции, такие как концентрация внимания, память, мышление, помогая преодолевать отставание в развитии и улучшая переносимость нагрузок в процессе обучения.