Логопедия и нарушения речи

Определение правильности постановки звуков

Прежде чем начать занятия по коррекции той или иной проблемы необходимо определить правильность формирования звуков по возрастам:

  • До 3-х лет ребёнок, как правило, верно произносит звуки – Б-БЬ, М-МЬ, В-ВЬ, П-ПЬ, Т-ТЬ, Д-ДЬ, К-КЬ, Г-ГЬ, Х-ХЬ, Ф-ФЬ, Н-НЬ, Й. Смягчение звуков – это считается нормой.
  • 3 - 4 года появляются С-СЬ, З-ЗЬ;
  • 4 - 5 лет дошкольник осваивает Ш, Ж, Ч, Щ, Ц.
  • 5 - 6 лет ребёнок уже умеет правильно говорить Р-РЬ, Л-ЛЬ.

В ходе диагностики определяют как ребёнок произносит звук, искажает ли его, заменяет его более простым.

Такую диагностику желательно проходить всем детям, т.к. в большинстве случаев своевременно определить неправильность произношения может только специалист, обладающий знаниями и опытом логопедической работы. Если нарушение в произношении не выявить на соответствующем возрастном этапе, то чем больше возраст, тем сложнее и дольше приходится исправлять нарушение. У ребенка с неправильным произношением могут возникать психологические негативные последствия, вызванные сложностями социальной адаптации среди сверстников.

Развитие фонематического слуха и анализа

Фонематический слух — это тонкий систематизированный слух, который позволяет узнавать и различать фонемы родного языка. Фонематический слух является частью физиологического слуха. Он выполняет смыслоразличительную функцию и развивается в процессе общения с окружающими близкими.

Фонематический слух формируется у детей очень рано, начиная с момента появления ребёнка на свет и на протяжении всего дошкольного возраста. Очень важно в этот период общаться и заниматься с ребёнком: читать сказки, учить стишки, загадывать загадки

Нарушение фонематического слуха:

  • Нарушается произношение отдельных звуков, не обусловленное нарушением артикуляции. Например, звонкие могут заменяться на глухие или похожие, в речи преобладают шипящие и свистящие. «трава» вместо «трала»;
  • Ребёнок пропускает или меняет местами согласные и гласные в словах. Вместо слова «таракан» — «такаран»; «шоколад» вместо «шолокат»;
  • Смягчение согласных, где это не требуется, или, наоборот, произнесение твердого согласного вместо мягкого: «мороз» вместо «молос», «пю» вместо «пью», «квьядрат» вместо «квадрат».
  • Пропуски слов в речи или слогов в словах.

У школьников наблюдаются такие признаки фонематических нарушений как:

  • Фонологическое письмо (пишет так, как слышит);
  • Подстановка мягких знаков или их пропуск. «вольк» — «волк», «банка» — «банька» и др;
  • Пропуски слов в предложениях, слогов в словах. Обычно пропускаются предлоги и частицы: «Я еду трамвае», «Пойдём парк»;
  • Грамматические ошибки на письме – пропущены безударные гласные, удвоены согласные, неверная постановка разделительного мягкого знака.
  • Невозможность определить правильное ударение в слове, потому что ребенок не слышит ударный звук, он для него схож с безударным.

Нарушение фонематического слуха может привести к дислалии.

Логопедическая работа с детьми, имеющими проблемы с фонематическим слухом и анализом ведётся в нескольких направлениях:

  • Понимание обращенной речи.
  • Различение речевых и неречевых звуков: на этом этапе, в зависимости от возраста, могут использоваться музыкальные инструменты, прослушивание звуков природы и её явлений (журчание воды, щебет птиц, гром, дождь и др.), бытовые шумы (стук в дверь, звуки работающих приборов, телефонный звонок).
  • Коррекция восприятия схожих по произношению, но разных по значению слов (бабочка – бабушка).
  • Различение слов, отличающихся друг от друга только одним звуком (лук – люк, полка – палка, сорока – морока). Работа над заменой и дифференциацией парных звуков (б-п – бочка − почка, з-с – коза − коса). Развитие умения определять слоговую и звуковую структуру слова.

Расширение словарного запаса

Словарный запас - это «строительный материал», из которого ваш ребёнок в будущем будет строить свои фразы, и именно словарный запас соотносится со словами, которые ребёнок должен знать, чтобы он смог эффективно общаться, слушать, говорить, читать и писать.

Главное условие для достижения максимального успеха - общение с ребёнком и расширение собственного словарного запаса.

У ребёнка сначала накапливается пассивный словарный запас – это те слова, которые ребёнок знает, понимает, может различать на слух, а затем активный – те слова, которые ребёнок произносит, употребляет. Только после использования слова в пассивном словареслово используется в повседневной жизни.

Словарный запас в зависимости от возраста

1–3 год

Ребёнок в год знает и умеет употреблять 5–9 одно- или двухсложных слов («дай», «ма-ма», «па-па», «ля-ля»). В следующие 2 года его словарь расширяется за счёт тех слов, которые в обиходном словаре употребляют его родители, и достигает 800–1000 лексических единиц.

Тематические категории, которыми оперирует ребёнок в 1–3 года:

  • имена членов семьи, клички домашних животных;
  • названия игрушек, окружающих его бытовых вещей (посуды, мебели, пищи);
  • наименования 5–10 животных и растений;
  • названия времён года и погодных явлений («дождь», «снег», «солнце»).

Основа словаря ребёнка трёх лет – простые существительные с конкретным значением и глаголы. В этом возрасте ребёнок еще не может описать предмет и его предназначение, не может описать своё эмоциональное состояние.

4–5 лет

В этом возрасте происходит большой скачок: в словаре ребёнка появляются новые тематические группы и он достигает объёма в 1900–2200 слов.

Новые тематические категории в словаре ребёнка в 4–5 лет:

  • душевные переживания, чувства и эмоции («хороший», «добрый», «грустный», «злой»);
  • качественные характеристики предметов («маленький», «синий», «горячий»);
  • уменьшительно-ласкательные формы («мамочка», «папочка»);
  • названия детёнышей животных («зайчонок», «гусенок»).

В 5 лет происходит активное познание основы словообразования. Теперь он может создавать группы однокоренных слов, используя приставки и суффиксы: «земля» – «земляной», «утка» – «утенок», «стул» – «стульчик». При этом он осознает не только родство таких лексических единиц, но и их различия («утка – это взрослая птица, а утенок – детеныш»).

5–7 лет

Словарный запас ребёнка увеличивается примерно в 2 раза: теперь его объём составляет около 3000–4000 слов.

Тематические группы, которыми должен пользоваться ребёнок в 5–7 лет:

  • временные интервалы («минута», «час», «год»), дни недели, месяцы и времена года;
  • пространственные понятия («вперед», «назад», «верх», «низ»);
  • числительные (от 1 до 10, иногда – до 100);
  • имена и фамилии родителей, близких родственников, известных писателей;
  • некоторые термины обществознания («мой город», «моя Родина», «народ», «труд», «Россия»), названия городских достопримечательностей и праздников («Новый год», «День рождения», «Рождество»);
  • профессии и виды спорта, цвета и оттенки, части человеческого тела, природные явления;
  • бытовые предметы (одежда, обувь, головные уборы, игрушки, посуда, мебель, средства гигиены), транспортные средства (водные, наземные, воздушные);
  • домашние и дикие животные, растения, фрукты, ягоды, овощи, цветы;
  • слова с обобщающим значением («животные», «транспорт», «посуда»);
  • эмоционально-оценочные слова со значением чувств и переживаний человека.

На индивидуальных занятиях по «наращиванию» словарного запаса логопед изучает с ребёнком лексические темы, соответствующие возрастной норме, проводятся игры на словооизменение и словообразование, составление предложений и рассказов, ситуативные и ролевые игры, «Вопрос-ответ» и т.д.

Дефектология и особое развитие

Задержка речевого развития, дизартрия, «запуск речи», логопедический массаж, нейростимуляционные методики, кинезиологическое тейпирование и ЛФК

Психология и нейропсихология

Психологическая коррекция познавательных процессов и психологическая коррекция эмоциональных нарушений

Психомоторика и коррекция осанки

Освоение двигательных навыков, тонкая моторика, улучшение координации и коррекция осанки

Синдром дефицита внимания и гиперактивность

Диагностика, нейростимуляционные методы и психотерапия (в дополнение к основным методам лечения)

Детский церебральный паралич

Восстановление утраченных функций при поражении детей церебральным параличом

Травмы и нарушения сна

Восстановление после черепно-мозговых и спинальных травм, лечение нарушений сна

Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.
Наш сайт использует куки. Продолжая им пользоваться Вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности.
Принять