Синдром дефицита внимания и гиперактивность
Распространенность и причины
гиперактивностью страдает 4-12% детей школьного возраста, по другим данным, она составляет от 2,0 до 18,0 %. Показатель имеет широкий разброс значений, по скольку при оценивании присутствует субьективность диагностических критериев, учитывается мнение родителей, врачей и даже учителей, и поведение ребенка может меняться в зависимости от ситуации.
Долгое время считали что причины возникновения СДВГ кроются в сложных взаимоотношениях внутри семьи, в настоящее время эта точка зрения считается ошибочной.
Вторая гипотеза возникновения СДВГ – повреждение тканей головного мозга ребенка, на основе анализа нейровизуализационных методов диагностики эта гипотеза не является ведущей.
Гипотеза в основе которой лежит физиология более предпочтительна: многими процессами в нашем организме управляет «без нашего ведома» вегетативная нервная система: поддержание температуры тела, артериального давления, ЧДД, бодрствование-сон. Двигательная и умственная активность помимо ЦНС тоже регулируется вегетатикой, которая в свою очередь состоит из симпатической и парасимпатической систем, в идеале они друг друга дополняют.
Возникновения СДВГ связано с нарушением баланса и процессов саморегуляции симпатической и парасимпатической системы: поддержания гомеостаза в организме, регуляция температуры тела, артериального давления, пульса, бодрствование-сон, эмоциональная и двигательная активность на внешние события. Чрезмерная реакция на раздражители как и постоянный уровень тревожности это следствие дисбаланса в саморегуляции с преобладанием симпатической активности. Уменьшение дисбаланса и повышенной активности симпатики позволяет уменьшить клинические проявления гиперактивности и панических атак у взрослых.
Во многих случаях причина нервно-психических проблем, это расбалансировка регуляции вегетативных процессов проявляется, которые проявляются в виде: ВСД, синдромом гиперактивности, головными болями, гастроэнтерологическими проблемами, аллергические реакции и атопический дерматит. Все это происходит вследствие нарушений регуляции в автономной нервной системе.
Диагностика
Основываясь на международных признаках, содержащих в себе перечни максимально характерных и отчетливо прослеживаемых проявлений данного нарушения, можно поставить диагноз СДВГ.
Непременными характеристиками данного синдрома являются:
- продолжительность симптомов по времени течения не меньше шести месяцев;
- распространенность как минимум на два вида окружающей обстановки, устойчивость проявлений;
- выраженность симптомов (наблюдаются значительные нарушения обучения, расстройства социальных контактов, профессиональной сферы);
- исключение других психических нарушений.
Диагностические критерии СДВГ по классификации DSM-IV
I.Выбор варианта А или B:
A.НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ Для постановки диагноза необходимо наличие шести или более из перечисленных симптомов невнимательности, которые сохраняются у ребенка на протяжении как минимум шести месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам:
- Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
-
Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
-
Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
-
Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
-
Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
-
Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).
-
Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).
-
Легко отвлекается на посторонние стимулы.
-
Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
B.ГИПЕРАКТИВНОСТЬ. Наличие шести или более из перечисленных симптомов гиперактивности иимпульсивности, которые сохраняются на протяжении по меньшей мере шести месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам:
-
Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
-
Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
-
Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причемв таких ситуациях, когда это неприемлемо.
-
Обычноне может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
-
Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».
-
Часто бывает болтливым.
ИМПУЛЬСИВНОСТЬ
-
Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца.
-
Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
-
Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
-
II. (B.) Некоторые симптомы импульсивности, гиперактивности и невнимательности начинают вызывать беспокойство окружающих в возрасте ребенка до семи лет.
III. (C.) Проблемы, обусловленные вышеперечисленными симптомами, возникают в двух и более видах окружающей обстановки (например, в школе и дома).
-
IV. (D.)Имеются убедительные сведения о клинически значимых нарушениях в социальных контактах илишкольном обучении.
Последствия при отказе от лечения
Во многих случаях причина нервно-психических проблем, это расбалансировка регуляции вегетативных процессов проявляется, которые проявляются в виде: ВСД, синдромом гиперактивности, головными болями, гастроэнтерологическими проблемами, аллергические реакции и атопический дерматит. Все это происходит вследствие нарушений регуляции в автономной нервной системе.
Как лечат в других центрах
В большинстве медицинских центров применяют специфические препараты для лечения основных проявлений СДВГ у детей и взрослых (дефицит внимания, гиперактивность, импульсивность):
- Психостимуляторы (в России в настоящий момент запрещены к применению): метилфенидат и его формы с замедленным выделением (Риталин - SR, Консерта);
- Специфический препарат для лечения СДВГ: Страттера - атомоксетин (с марта 2007 года в аптеках России). Начало терапии только с 6 лет, терапия длится от 1 года и более, много побочных действий препарата.
Медикаментозная терапия Минимальной Мозговой Дисфункции (не оказывают выраженного влияния на гиперактивность и импульсивность):
- Ноотропы и нейрометаболические препараты (Ноотропил, Нооклерин, Фенотропил, Фенибут, Пантогам, Глиатилин, Акатинола мемантин);
- Препараты влияющие на метаболизм нейромедиаторов в ГМ (Кортексин, Церебролизин, Семакс);
- Препараты влияющие на мозговое кровообращение - Кавинтон, Инстенон.
Медикаментозная терапия используемая для коррекции специфических психиатрических проблем (аффективные нарушения, агресивность, тики... и др. психические нарушения иногда сопутствующие СДВГ):
- Сонапакс (тиоридазин);
- Рисполепт (рисперидон);
- Тиаприд.
Как лечим мы
В центрах, работающих по нашим методикам, мы стремимся использовать современные нейростимуляционные способы лечения СДВГ такие как транслингвальная нейростимуляция и коррекция вегетативной нервной системы.
Наши методики позволяют в короткие сроки устранить симптомы гиперактивности и дефицита внимания. Мы не используем медикаментозные препараты, так как побочные эффекты фармпрепаратов к отрицательным последствиям.
Наши методики основаны на физиологических процессах в организме ребенка, это процессы «возбуждения и торможения» вегетативной нервной системы, корректируя обнаруженный дисбаланс, мы достигаем положительных результатов в короткие сроки.
По отзывам самих родителей, за несколько сеансов ребенок становится более «спокойным»:
- первое что отмечают родители – если раньше ребенку требовалось до 10 напоминаний выполнить определенное задание, после курса лечение достаточно 2-3 раз напоминаний.
- снижается «рассеянность», как результат ребенок становится более усидчивый, появляется интерес к доведению определенного действия до логического завершения.
- нормализация процесса засыпания и самого сна
Психотерапия (при необходимости в дополнение к основным методам лечения)
- Индивидуальная, поведенческая (изменение поведения);
- Групповая (игровая, арт-терапия);
- Психологические тренинги (уверенности в себе, коммуникативных навыков, и для родителей – тренинги родительских навыков и родительской компетентности).